Аудиостимуляция

по методу А. Томатиса

В середине ХХ века французкий отоларинголог А. Томатис, проводя исследования на тему профессиональной глухоты
и потери голоса, сделал важное открытие: голос содержит только те частоты, которые может услышать ухо. Это означает, что для «правильной» речи необходима правильная работа слуховой системы, т.е. причина речевых нарушений часто связана с нарушениями слуха. Альфред Томатис понял, что для устранения речевых проблем в этом случае сначала нужно устранить проблемы с восприятием звуков. Основываясь на полученном опыте, он разработал устройство под названием «Электронное ухо» и метод, который позднее назвали в его честь.
Метод А. Томатиса можно описать как аудиостимулирование, которое улучшает функционирование слуховой системы и, как следствие, — речи. Метод используется, если
у ребенка нарушен процесс восприятия и обработки звука на уровне центрального слухового анализатора (слуховой областью коры головного мозга) при отсутствии органических поражений слуха. При таких нарушениях ребенку трудно понять, что ему сказали. Его мозг не может разделить услышанные звуки на шум и речь. В крайних случаях это может проявляться в отсутствии речи.
Данный метод назначается, если:

  • у ребенка наблюдаются расстройства аутистического спектра (или схожие состояния);
  • ребенку больше двух лет, а он еще не заговорил;
  • ребенок плохо воспринимает обращенную к нему речь;
  • вы хотите улучшить музыкальный слух и расширить диапазон своего голоса.

В качестве звукового материала используется специальным образом обработанная музыка В. Моцарта, григорианские песнопения, записанный «голос мамы», а также собственный голос ребенка.


Как это работает?
Через наушники воздушной и костной проводимости подается
специальный звуковой материал.
Звуки преобразуются в нервные импульсы
и подаются в мозг.
Под воздействием данных импульсов мозг обучается правильно
воспринимать и обрабатывать аудиоинформацию.
Теперь «натренированный» мозг способен не только правильно воспринимать входящую аудиоинформацию, но и продуцировать
речь, а также контролировать голос.
Как проходит терапия?

Вначале проводится тест слухового внимания и составляется программа индивидуальных занятий. Затем начинается терапия. Она проходит в 4 этапа:
1 этап. «Подготовка»

Предварительная подготовка уха и нервной системы к обучению «правильному» способу обработки аудиоинформации.
2 этап. «Внутриутробное слушание»
(+ прослушивание голоса матери)

Начало обучения слуховой нервной системы. Соответствует пренатальному этапу развитию ребенка.
Во время сеанса прослушивается записанный и специальным образом обработанный голос мамы.
Это соответствует картине восприятия звука ребенком в утробе матери.
3 этап. «Звуковые роды»

Соответствует первым месяцам развития слуховой системы после родов.
4 этап. «Предъязыковая и языковая фаза»

Соответствует второму году развития ребенка, появлению первых звуков речи.
Открытия, сделанные А. Томатисом, послужили основой для разработки огромного количества разновидностей программ аудиостимуляции. Его метод находит применение по всему миру, в том числе он зарекомендовал себя и в России. Для проведения занятий предлагается аппаратура различных производителей. Мы используем оборудование фирмы Besson® of Switzerland. Фирма находится в Швейцарии, руководит ей бывший инженер А. Томатиса — Кристофер Бессонн. Компания производит аппаратуру по технологии, которая использовалась еще при жизни А. Томатиса, не внося никаких изменений. Электронное ухо компании Besson® of Switzerland полностью соответствует оригинальному изобретению Альфреда Томатиса и позволяет реализовывать эффекты Томатис–терапии в полном объеме.
Made on
Tilda